Интерактивный портал «Ахмет Әлемі – Мир Ахмета»

Газета «Казах»

В начале ХХ века газета «Казах» стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием в преддверии русских революций и крушения самодержавия. Газета «Казах» выходила как еженедельное издание.За период с февраля 1913 по январь 1918 г. Вышло 265 номеров тиражом 3000 экземпляров. Отдельные номера выходили тиражом до 8000 экземпляров.

«Созданная почти из ничего и существовавшая в тяжелых условиях царско-полицейского режима,- писал М.Дулатов,- благодаря умелому руководству и самоотверженному труду А.Байтурсынова газета перед закрытием имела собственную типографию, большой запас бумаги, небольшую библиотеку, тираж превышал 8000».

Редколлегия в новогоднем 45 номере за 1914 год сообщала, что газету выписывают казахи 10 областей.Кроме того ее получают читатели из Оренбурга,Уфы, Казани, Петербурга, Москвы,Томска, ряда других городов, а также Турции и Китая.

Редактором газеты «Казах» во время оренбургской ссылки стал Ахмет Байтурсынов, к тому времени признанный лидер просветительского движения, выдающийся поэт, публицист, ученый-тюрколог, по определению М.Дулатова, «творец школы казахской словесности», но прежде всего- пламенный общественный деятель с широчайшим кругозором и видением путей национального развития. Преданность идеалам освободительного движения, интересам консолидации и духовного взлета казахского народа, необыкновенный талант и энциклопедические знания во многих областях науки поставили его в первые ряды просветителей и духовных отцов нации. 19 мая 1914 года канцелярия Главнного управления по делам печати разрешила исполнять обязанности второго редактора газеты «Казах» М.Дулатову. Страстный,кипучий, бескомпромиссный во многих отношениях, пламенный публицист, поэт-трибун, М.Дулатов со своей героической и трагической судьбой во многом напоминал Махамбета Утемисова ХХ века. Газету «Казах» в 1918 году (№ 261-265) редактировал Жанузак Жаныбеков.

Огромную роль в определении ведущей линии этой газеты, как и всего освободительного движения демократической казахской интеллигенции начала ХХ в. сыграл выдающийся борец за свободу казахского народа, политик, экономист, историк, этнограф, литературовед, статистик-социолог, публицист, человек энциклопедического склада ума А.Букейханов.

Великолепная троица- Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Алихан Букейханов, составлявшая единое целое, сумела создать национальную газету века. Им удалось сплотить вокруг газеты «Казах» весь цвет казахской демократической интеллигенции, в том числе таких видных деятелей, как Шакарим Кудайбердиев, Магжан Жумабаев,Гумар Карашев, Султанмахмут Торайгыров, Жусипбек Аймаутов, Беимбет Майлин, Жакып Акпаев,Халел Досмухамедов, Сабит Донентаев, Мустафа Чокай, Мухаметжан Тынышпаев и многих других. Тем не менее, основную идейно-теоретическую нагрузку неслина себе А.Байтурсынов, М.Дулатов,А.Букейханов.Как свидетельствует подсчет исследователя К.Атабаева, больше половины опубликованных материалов на страницах газеты «Казах», на сегодняшний день имеющихся и представленных в энциклопедическом сборнике»Казах», написаны ими. Только А.Букейханов написал для «Казаха» около 200 статей.

В программной статье (автор Ахмет Байтурсынов) газета названа «глазом, ушами и языком нации». По мнению А.Байтурсынова, газета призвана служить интересам людей, быть распространителем знаний, защитником народа, его духовным . Таким образом,А.Байтурсынов мыслил создать общенациональный орган.

Своими основателями газета была названа «Казах».восстанавливая истинное название народа, они тем самым выразили протест против пренебрежительного отношения к инородцам со стороны колонизаторов, сеяли среди казахов идею патриотической гордости и единства.

В программной статье, помещенной в первом номере газеты, А.Байтурсынов открыто поставил вопрос о судьбе нации в условиях колониального режима. Он писал: «Для того, чтобы сохранить свою самлбытность, нам необходимо всеми силами исредствами стремиться к просвещению и общей культуре; для этого мы обязаны первым долгом заняться развитиемлитературы на рдном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу.»

Газета «Казах» определила стратегию освободительного движения начала ХХ века.

А.Букейханов отмечал: «В ближайшем будущем, в степи,вероятно, организуется две политические партии,соответственно двум политическим направления, складывающимся в киргизской среде. Одно из них может быть названным национально-религиозным, и идеалом его является религиозноеединение казахов с другими мусульманами. Другое, западническое напраление, видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры всамом широком смысле этого слова. Первое, вероятно, возьмет за образец мусульманские-татарские партии, а второе-оппозиционные русские, в частности, партию «Народной свободы».

Газета «Казах» отражала умонастроения второго направления.Исходя из этого, она и выступала при освещении концепиуальных проблем. Прежде всего, А.Букейхановым, А.Байтурсыновым было определено место казахской нации в истории цивилизации, тюркского мира. Лейтмотивом деятельности газеты стали проблемы консолидации народа, возрождения его древней культуры и казахской национальной государственности в составе демократической России.В серийных статьях «Изменения в хозяйстве» А.Байтурсынов дал эволюциючеловеческой цивилизации и историю культуры, защищая эволюционный путь развития казахского народа.

Газета «Казах» на своих страницах отдавала приоритет вопросам народного просвещения, книгоиздания. Казахская демократическая интеллигенция, воспитанная на традициях великих просветителей второй половины ХІХ века, аккумулировала опыт просветителей Востока и Запада и создала целостную доктрину. Так, например, воспринимая саму идею И.Гаспринского о новометодном обучении, они освободили ее от идеологии тюркско-татарского гегемонизма, от слияния обучения с религией. Если последователи И.Гаспринского от новометодного звукового обучения шли к признанию верховенства татарской культуры и письменности, то казахские демократы от просветительства Абая, Чокана и Ибрая ли к идее слома колониального режима, возрождения казахской государственности. В этой эволюции исключительную роль сыграли научно-педагогические изыскания А.Байтурсынова, благодаря которому нация получила казахскую азбуку, развила фонетику, синтаксис, этимологию казахского языка, теорию словесности и историю культуры.

«Этим кропотливым трудом,- писал в день 50-летия великого мыслителя ХХ в. М.Дулатов.- Ахмет Байтурсынов поднял киргизскую словесность на высокую ступень и заложил прочный фундамент для национальной школы и родной литературы».

На страницах газеты «Казах» видные знатоки аграрной проблемы во главе с А.Букейхановым раскрывали сущность колониализма, историю создания переселенческого фонда путем изъятия плодородных земель казахских шаруа, процесса обезземеливания крестьян. Газета «Казах» встала на защиту концепции А.Букейханова по земельному вопросу, которая предполагала сохранение кочевогоскотоводства с земледелием, целостности земельных массивов, их плодородия на основе общинного землевладения. Переход к оседлости при минимальной норме наделов, создание аула деревенского типа при отсутствии опыта земледелия, агрономии, менталитета повседневного изнурительного труда хлебопашца грозил казахским шаруа безвозвратной потерей животноводческого ремесла, продажей земли из-за нужды переселенцам, как это случилось в Башкирии и Кустанайском уезде.

Газета «Казах» заняла научно обоснованную тактику по вопросу мусульманской религии. Она принимала во внимание, что отсталая часть казахского народа была религиозной, искренне почитала Аллаха и его «наместников на земле»- мулл. Редакция газеты учитывала, что «мусульманский союз» придерживался кадетской ориентации. А.Букейханов идругие авторы считались с мощным мусульманским движением, которое имело место по всей России после революции 1905-1907 гг.А. Букейханов ,принимавший в работе ряда мусульманских съездов писал серии статей, где читателям «Казаха» доходчиво разъяснял нравственные проблемы и пути их решения в условиях России. Газета «Казах» не разжигала религиозные страсти, наоборот, призывала к сплочению верующих различных национальностей в составе империи. Газета учитывала идеалы просвещенных народов к равноправию, неприкосновенности личности, свободе вероисповедания в духе французской и иных буржуазных революций. Газета «Казах» разоблачала бухарских, хивинских, казанских мулл, их засилье, догмы адата и шариата, ставшее оплотом патриархально-родовых предрассудков, раскрывал отрицательное влияние татаризации, арабизации и на развитие казахского языка, на его духовный облик. Газета «Казах» выступала за отделение религии от школ и от государства, против религиозного экстремизма, провозглашая в то же время равенство перед законом всех россиян без различия пола, вероисповедания, национальности, отстаивая неприкосновенность личности, ее свободу.

Значительная часть публикаций на страницах газеты «Казах» отводилась проблемам языка и литературы, этнографии, культуры и этики, педагогики, совершенствованию сознания народа применительно к рыночным условиям. Газета своими целенаправленными публикациями формировала историческое сознание нации, определила задачи воспитания национальной гордости, на примерах жизни и деятельности таких выдающихся личностей как Абай, призывала подняться до уровня абаевской мудрости, радеть за свой народ, следовать его традициям, гуманистическим принципам. Газета доказывала, что для построения демократического, независимого государства необходимы в первую голову знания родного языка и литературы, профессионализм, богатство национальной экономики. А.Байтурсынов отмечал, «чтобы не отставать от других, мы должны быть грамотными, богатыми и сильными. Чтобы быть грамотными, надо учиться. Чтобы быть богатыми, нужен профессионализм. Чтобы быть сильными, нужно единство. В этом направлении надо работать». Надо отметить, что весь авторский коллектив, сотрудничавший с газетой, полностью разделял программу А.Байтурсынова.

Газета «Казах» была поистине общероссийской газетой. Она системно анализировала международное положение, определяла в нем роль России, раскрывала демографическую ситуацию в стране и за рубежом, следила за судьбой всего тюркского мира, мусульманского движения. Особую заинтересованност газета проявляла к работе Государственной Думы, по вопрсам защиты с ее трибуны интересов казахского народа.

Газета не скрывала свою тревогу, когда началась империалистическая война, передел мира между ведущими странами международного капитала. И тревога была обоснованной. 25 июня 1916 года грянул царский Указ о реквизиции казахских жигитов на тыловые работы. И до, и после Указа газета обсуждала вопрос о призыве казахов в армию, отстаивая для них статус казачьих войск. Она не скрывала от народа, что ему, как подданному империи, рано или поздно придется разделить судьбу своих соотечественников по защите Отечества. Став нацией, способной рекрутировать400-тысячную армию, она могла бы претендовать в случае победы в войне на самостоятельную автономию в составе империи.

Газета «Казах» заняла принципиальную позициям и по событиям 1916 года, исходя из этой же альтернативы и небезосновательно опасаясь огромных человеческих жертв. Она предлагала искать мирные пути решения конфликта вплоть до отсрочки срока призыва казахов на фронт, переговоров с властью.Турно переоценить роль газеты «Казах» в период двух русских революций, когда партия «Алаш» и Алаш-Орда принимали судьбоносные решения, стремясь во что бы то ни стало до конца использовать представленный историей шанс завоевать свободу и возродить казаскую государственность.

Газета «Казах» издавалась на переломном этапе истории казахского народа и сыграла судьбоносную роль. Ее отличала концептуальность, высокая публицистичность, сочность казахского литературного языка, верное служение насущным интересам своего народа. Не случайно М.Ауэзов период с 1913 по 1918 г. назвал «эпохой газеты «Казах». Он же в 1922 году в открытом письме деятелям культуры («Қазақтағы қалам қайраткерлеріне. Ашық хат») отмечал, что в истории казахского печатного слова не было ни одного издания за исключением «Казаха», который выполнил бы миссию воспитателя народа, безошибочного определившего свое направление, возвышавшего национальный дух.

Итак, в начале ХХ в. на далекой окраине империи, какой был Казахстан, казахи стали одним из 24 (помимо русских) народов России, которые имели газеты, журналы и книги на родном языке. География корреспонденций была весьма обширной- практически не было аулов и волостей, откуда бы не поступали письменные сообщения самого различного жанра. Демократическая казахская печать писала о революции, Государственной Думе, ее мусульманской фракции, мусульманских съездах, о внешней и внутренней политике империи, в том числе ее колониальной политике. Она отражала интересы пробуждающегося от векового сна народа окраин, строила мечты о его будущем в системе цивилизованного мирового сообщества.