Интерактивный портал «Ахмет Әлемі – Мир Ахмета»

Биография

Казахский поэт, ученый – литературовед, тюрколог, публицист, педагог, переводчик, общественный деятель-Ахмет Байтурсынов родился 5 сентября 1872 года в селе Сарытубек Жангельдинского района Костанайской области (ранее Тургайская область, Тургайский уезд, Тусунская волость).

Один из лидеров национально-освободительного движения казахского народа начала ХХ века, государственный деятель, ученый-основоположник казахского языкознания и литературоведения, реформатор национального письма, просветитель, член партии Алаш и правительства Алаш-Орды.

В 1882-1884 годах от природы одаренный Ахмет учился в аульной школе. В 1886-1891 годах учился в двухклассном русско-казахском училище в г. Тургае, в 1891-1895 годах-в Оренбургской учительской семинарии. В 1895-1909 годах преподавал в школах, училищах Актюбинского, Костанайского, Каркаралинского уездов, работал учителем, заведующим Каркаралинским городским училищем.

Вступление Ахмета Байтурсынова на путь политической деятельности датируется 1905 годом. Одним из авторов Каркаралинской петиции (заявления), написанной на Кояндинской ярмарке в 1905 году и подписанной 14500 человек. В Каркаралинской петиции были подняты вопросы внесения изменений в местные органы управления, суд, вопросы народного образования в соответствии с интересами казахского народа, свободы совести, свободы вероисповедания, разрешения на выпуск газет и открытие типографий без цензуры, замены правил проведения Дня поля законом в интересах казахского народа. Там требовалось категорическое прекращение переселения крестьян в казахские степи. Ахмет Байтурсынов, который с этого периода находился под жандармским контролем, был арестован 1 июля 1909 года по приказу губернатора Тройницкого и помещен в Семипалатинскую тюрьму.

Особый совет МВД России 19 февраля 1910 года принял решение о депортации Байтурсынова за пределы Казахстана. В соответствии с этим решением Ахмет Байтурсынов прибыл в Оренбург 9 марта 1910 года и оставался там до конца 1917 года. Оренбургский период жизни Ахмета Байтурсынова стал самым плодотворным этапом его общественно-политической деятельности. В 1913-1918 годах он объединился со своими ближайшими верными друзьями А. Букейхановым, М. Дулатовым, а также заручился поддержкой казахской интеллигенции и выпустил первую общенациональную газету «Казах». Газета призывала казахский народ овладеть искусством, знаниями.

В 1909 году в Петербурге вышла первая книга А.Байтурсынова "Қырық мысал (Сорок басен)", в которой собраны переводы басен И. Крылова. В 1911 году в Оренбурге вышел сборник стихов "Маса (Комар)".

Ахмет Байтурсынов реформатор, теоретик казахского языка и основатель казахского языкознания. Он создал казахский алфавит на основе арабской графики. В своих книгах "Оқу құралы (Учебное пособие) "(1912), "Тіл құралы (Пособие по языку)" (1914), "Әліппе (Алфавит) "(1924), "Жаңа әліпби (Новый алфавит)" (1926) рассматривал проблемы казахского языка. Сформировал терминологическую основу в казахском языкознании. Дал определения понятиям в грамматике казахского языка.

Первая книга Ахмета Байтурсынова – «Қырық мысал (Сорок басен)», ставшая началом целого ряда его произведений, вышла в 1909 году. В этом произведении он рассматривает вопросы колонизаторской политике и к каким последствиям она привела. Ахмет Байтурсынов способствовал пробуждению общественного сознания через различные формы подачи материалов, используя разновидности жанров. В 1911 г. была издана отдельная книга под названием «Маса (Комар)». Основная идейная идея произведения -призыв к чтению, искусству, знаниям, культуре, труду.

«Оқу құралы (Учебное пособие)» Ахмета Байтурсынова (1912) – один из первых алфавитов, написанных на казахском языке. Эта азбука была переработана с точки зрения новых методов обучения и неоднократно переиздавалась до 1925 года. «Учебное пособие" по-прежнему оценивается как важный учебник с точки зрения современной методики.

Ахмет Байтурсынов написал первые учебники по изучению казахского языка как школьного предмета для удовлетворения потребностей казахских школ. Его трехчастный учебник «Язык – инструмент» раздел фонетика был опубликован в 1915 году, раздел "Морфология" - в 1914 году, раздел "Синтаксис" - в 1916 году. "Тіл-құрал" - первый учебник казахского языка. Учебник был заложен в основу современных учебников казахского языка. "Тіл-құрал" - исследование, основанное на систематизации и научной основе структуры отраслей казахского языкознания. В качестве практического пособия Ахмет Байтурсынов написал методические книги «Тіл жасар», «Баяншы» для учителей. А.Байтурсынов – ученый-просветитель, заложивший основы методики преподавания казахского языка. Специальные разделы «критика», «привитие навыков», введенные в учебнике Ахмета Байтурсынова с целью осмысления языковых категорий, не утратили своего значения и для современной методической науки.

Объемная статья Ахмета Байтурсынова «Главный казахский поэт» («Казах» 1913 г.) – одна из первых исследовательских работ в литературоведении. В статье рассказывается об исторической миссии, духовной сущности великого поэта Абая Кунанбаева, значении его стихов в национальной литературе, художественно-эстетическом характере изложения. Он понимал индивидуальность, критичность стихов Абая, «меньше слов, больше смысла, больше глубины». Научные выводы Ахмета Байтурсынова о поэтическом мастерстве Абая, его отношении к поэзии получили продолжение в казахской литературоведческой науке.

Исследование Ахмета Байтурсынова «Әдебиет танытқыш" (1926) – первый фундаментальный научно-теоретический труд на казахском языке. Ахмет Байтурсынов впервые дал исчерпывающее определение истории, теории и критики, методологии литературы, создал систему казахской литературоведческой науки. Из источников богатейшего фонда народного языка были выведены слова с глубоким смыслом, широким понятийным кругом, на основе которых группировались и классифицировались все жанровые формы казахской литературы.

Ахмет Байтурсынов – ученый-исследователь, который собрал огромное историческое наследие казахской литературы, образцы устной литературы. Он издал книгу «23 плача» (1926), которая охватывает четыреста лет казахской истории и поэму «Ер Едіге» (1923).

Ахмет Байтурсынов – крупный деятель в становлении казахстанской профессиональной журналистики. Он своими самоотверженными действиями показал, что пресса очень важна для цивилизованной, независимой страны и развития народа. Газета «Казах», организованная и редактируемая Ахметом Байтурсыновым, вызвала большой резонанс в общественном мнении, потрясла духовное сознание народа. Работа А.Байтурсынова как публициста и организатора прессы неоценима в формировании большого круга казахской интеллигенции. Он создал национальный алфавит и предложил новую модель.

Один из организаторов и составителей программы партии Алаш в 1917 году. Находясь в составе правительства Алаш Орды, являлся председателем учебно-просветительской комиссии. В марте 1919 года Ахмет Байтурсынов от имени правительства Алаш Орды отправился в Москву на переговоры с Советским правительством, а в июле этого года был назначен заместителем председателя Совета Народных Комиссаров и Казахского военно-революционного комитета РСФСР.

Как член Казревкома активно участвовал в формировании территориальных границ Казахстана. Основанием для возвращения Кустанайского уезда в состав Казахстана послужил политический протест Ахмета Байтурсынова против решения Всероссийского ЦИК 27 августа 1919 г. о присоединении Кустанайского уезда к Челябинской области. Он вошел в состав правительства Казахской АССР, созданного в августе 1920 г., а в 1920-1921 гг. занимал должность Народного комиссара просвещения Казахской АССР.

В 1922 году Байтурсынов работал председателем Академического центра при Народном комиссариате просвещения, а в 1922-1925 годах – сотрудником научно-литературной комиссии Наркомпроса, Общества изучения Казахского края. Ахмет Байтурсынов в различные периоды находился на разных государственных должностях, но при этом не отрывался от просветительской и педагогической деятельности.

С 1921 по 1925 год преподавал казахский язык и литературу, историю культуры в Казахском институте народного образования в Оренбурге, а с 1926 по 1928 год в Ташкенте. В 1928 году, в связи с открытием Казахского государственного педагогического института в Алматы, по приглашению ректора перешел в это учреждение на должность профессора. 2 июня 1929 года вместе с 43 участниками движения «Алаш» был арестован в Алматы и до конца года отправлен в Бутырскую тюрьму в Москве в период ведения следствия.

В соответствии с решением «тройки» ОГПУ при Совнаркоме СССР от 4 апреля 1930 г. Ахмет Байтурсынов был приговорен к расстрелу. Это решение неоднократно претерпевало изменения: в январе 1931 г. было решено перевести в лагерь на 10 лет, а в ноябре 1932 г.-депортировать в Архангельск на 3 года.

В мае 1933 года по состоянию здоровья ему разрешили провести остаток жизни в ссылке в Западной Сибири с семьей (женой и дочерью). В 1934 году при содействии супруги писателя М.Горького Е.П. Пешковой Ахмет Байтурсынов и его семья были досрочно освобождены и вернулись в г. Алматы. В этот период жизни ему приходилось работать на разных должностях в различных учреждениях. Новый арест состоялся 8 октября 1937 года, а 8 декабря его расстреляли. В 1988 году Ахмет Байтурсынов был реабилитирован.